На подступах к Формуле-1

Вторая мировая война, понятное дело, поставила крест на проведении всех европейских соревнований. Но прошло совсем немного времени и люди вновь возобновили автоспорт. Вот только о господстве Германии на гоночных трассах уже не было речи. В 1947 году технические характеристики болидов были в очередной раз пересмотрены, а правила проведения чемпионатов претерпели изменения. В 1948 году вновь прошли гонки в Европе. Этот год стал поворотным с истории автоспорта.

Нуволари в последний раз блеснул в гонке «1000 миль». Ему было 56 (!) лет, ядовитые выхлопы за долгие годы выступлений разрушили его здоровье, повредили легкие и его мучил кашель с кровью. Однако все это не мешало Тацио оставаться мастером, способным держать удар и одолевать молодых соперников. Его жизнь завершилась в стиле гонщика-легенды тех опасных времен – итальянец разбился на трассе в Парме. Неисправные тормоза на Alfa Romeo лишили мир величайшего пилота.

Спустя несколько месяцев на швейцарском Гран-при в Берне во время тренировочного заезда на мокрой трассе погиб Вардзи. А 1948 год явил миру малоизвестного гонщика из Аргентины, впервые победившего на европейском этапе в По. Это был Хуан-Мануэль Фанхио. Проведение первого чемпионата мира было не за горами, и перед мировым автоспортом открывались новые дали.

После окончания Второй мировой войны автоспорту не понадобилось много времени, чтобы встать на ноги. Довоенное оборудование еще могло использоваться в спортивных соревнованиях, недостатка в гонщиках тоже не было. Правда, те, кто ездил в 30-е годы, потеряли форму из-за вынужденного перерыва, но ведь лучше их все равно никого не было.

Решение о проведении чемпионатов мира по автогонкам в классе Формула 1 было принято FIA в 1949 году по инициативе делегата от Италии Антонио Бривио Сфорца. Собственно класс Ф1 появился еще двумя годами ранее под названием Формула A и предусматривал рабочий объем атмосферных двигателей 4500 см3, а оснащенных компрессором – 1500 см3. Эти технические требования позволяли принимать в гонках Формулы 1 автомобилям довоенной разработки, таким, как «Alfa-Romeo-158″ или «Maserati-4CL», и первоначально имели срок действия до конца 1953 года.

В зачет I чемпионата мира вошли семь этапов – шести европейских Grand Prix (Англии, Монако, Швейцарии, Бельгии, Франции и Италии), а также 500-мильные состязания в Индианаполисе. Сезон длился 113 дней (с 13 мая по 3 сентября) и в нем приняли участие 80 гонщиков (из них 33 – только в «Инди»), из которых 22 приезжали «в очках».

Система начисления очков пилотам была прямо противоположна тем, что использовались в чемпионатах мира среди марок в 1925-1927 и чемпионатах Европы в 1935-1939, наследником которых по сути и стал чемпионат в классе Формула 1. Ранее использовалась система «штрафных» очков, и задачей участников было набрать их как можно меньше, а по новому регламенту очки в чемпионате начислялись за места на финише с первого по пятое по следующей схеме: 8-6-4-3-2 + еще одно очко присуждалось за лучший круг в гонке.

Чемпионом, следовательно, становился гонщик, набравший наибольшее количество очков. В зачет чемпионата шли четыре лучших результата из семи этапов, причем одним из них стала американская 500-мильная гонка в Индианаполисе – таким образом FIA сделала попытку свести вместе европейский и американский автоспорт, пути которых к тому времени уже успели разойтись.

Джузеппе Фарина, Хуан-Мануэль Фанхио

Как и предполагало большинство специалистов, первый чемпионат мира прошел под знаком полного превосходства автомобилей Alfa-Romeo. О подавляющем преимуществе этих болидов может свидетельствовать тот факт, что из 391 круга (2447,6 км) всех дистанций европейских этапов водители миланской команды лидировали на 384-х кругах (2364, 4 км)! Этот показатель до сих пор никем не превзойден за всю долгую историю «королевских гонок».

Борьба за обладание чемпионским титулом разгорелась между пилотами миланской команды – итальянцем Джузеппе Фариной и аргентинцем Хуаном-Мануэлем Фанхио. Им ассистировал их товарищ по Alfa Corse 52-летний Луиджи Фаджиоли, который по причине преклонного возраста не мог на равных бороться со своими коллегами, но выступал на очень достойном уровне.

Эта великолепная троица обрушилась на соперников, и, прежде всего, на команду «Ferrari», которая разочаровала своих болельщиков на заре новой эры Ф1. Достаточно сказать, что команда даже не приняла участие в первом этапе чемпионата, а ее лучший гонщик – Альберто Аскари смог занять в итоговом протоколе лишь пятое место, уступив Луи Росье на Talbot. Команда пожертвовала дебютным сезоном ради будущего, и весь год упорно работала над новым двигателем без наддува – впоследствии это принесло свои плоды. Впрочем, отдельных успехов «Ferrari» смогла добиться уже и в первых гонках.

13 мая 1950 года первый чемпионат мира в классе Формула 1 открылся Гран-при Великобритании на трассе Сильверстоун, в присутствие королевской семьи. Неожиданностей этап не преподнес: заводская команда «Alfa-Romeo», со своими автомобилями модели «Типо-158″ доминировавшая на гоночных трассах в послевоенные годы, не сплоховала и здесь.

Три звездных «ФА» – Фарина, Фанхио и Фаджиоли – заняли первые три места на старте, а специально приглашенный британский гонщик Реджинальд Парнелл дополнил первый ряд стартового поля. В гонке Парнелл, правда, не смог оказать сопротивления и в итоге отстал от победителя на 52,0 с. Но он стал все же не четвертым, а третьим: Фанхио был вынужден сойти из-за поломки двигателя, и первым к финишу пришел Фарина, на 2,6 с. опередивший Фаджиоли. Остальные два места в зачетной пятерке достались гонщикам на французских «Talbot-Lago-T26C» – Иву Жиро-Кабанту и Луи Розье, – но они проиграли Фарине по два круга.

На следующем Гран-при Монако удача победителю изменила – по его вине произошло столкновение, а котором пострадало девять машин, в том числе и одного из партнеров по команде – ветерана Фаджиоли. В момент завала Фанхио шел впереди, стартовав с поула, и счастливо избежал всех коллизий. Он выиграл со средней скоростью 98,70 км/ч (и эта гонка до сих пор остается самой медленной в истории чемпионатов мира).

Сходом соперников воспользовалась «Ferrari» – второе место с кругом отставания занял итальянец Альберто Аскари, для которого Монако стало дебютной гонкой. Третьим был знаменитый гонщик довоенных лет Луи Широн на заводской «Maserati», четвертым – Раймон Соммер на «Ferrari» (их отставание от Фанхио составило уже два и три круга соответственно).

Третьим этапом чемпионата официально считалась 500-мильная гонка в Индианаполисе. Но никто из основных участников чемпионата туда не приехал (продемонстрировав нежелание сливаться с американским автоспортом), и в Индианаполисе правили бал местные звезды. Гонку выиграл Джонни Парсонс, получив восемь очков в зачет чемпионата мира. В последующие годы «Инди» держалась особняком, создавая весьма странную ситуацию в личном зачете.

Затем состоялся Гран-при Швейцарии, где трио гонщиков «Alfa-Romeo» снова царствовало на трассе. Уже привычно заняв первые три места в квалификации, а затем справившись с прорвавшимся на старте вперед со второго ряда героическим Аскари, Фанхио, Фарина и Фаджиоли уносились все дальше и дальше от остальных, во главе которых шли Аскари и Виллорези на «Ferrari».

В итоге победил Фарина, Фаджиоли стал вторым, отстав на 0,4 с, а вот Фанхио, как и в Сильверстоуне, не повезло – его остановила поломка двигателя. Сошли и оба гонщика «Ferrari», и третье место занял Розье.

По итогам четырех этапов таблицу чемпионата возглавлял Фарина с 18 очками. У Фаджиоли было 12, а у Фанхио – всего 9. Однако аргентинец не смирился с таким положением вещей и выиграл пятый этап, состоявшийся в Бельгии. Фаджиоли вновь занял второе место, а третьим стал Розье. Лидер чемпионата, стартовав с поул-позиции, финишировал лишь четвертым, испытывая проблемы с трансмиссией на последних кругах. Некоторую интригу в гонку внес Соммер на «Talbot», лидировавший пять кругов после того, как гонщики «Alfa-Romeo» посетили боксы для дозаправки. К несчастью, француз вынужден был прекратить борьбу – сгорел двигатель на его автомобиле.

Шестой этап во Франции вновь окончился победой Фанхио, на счету которого здесь был и лучший круг. Фаджиоли в третий раз подряд финишировал вторым, а третье место занял Питер Уайтхед на новой «Ferrari-375″ с атмосферным двигателем, дебютировавшей на прошлом этапе в Спа-Франкоршамп (он, однако, был частным гонщиком, а сама «Scuderia Ferrari» в Реймсе отсутствовала). Фарина сначала шел первым, но затем проблемы с подачей топлива отбросили его далеко назад. Джузеппе сумел прорезать пелотон насквозь и выйти на третье место, но лишь для того, чтобы вскоре окончательно сойти.

Таким образом, к последнему этапу мирового первенства Гран-при Италии – Фарина имел на своем счету 22 очка (2 победы), а Фанхио – 26 (3 победы). Фаджиоли, четырежды заняв вторые места, с 24 очками также имел шансы на победу в личном зачете. Обоим итальянцам для завоевания чемпионского звания необходима была только победа (Фаджиоли вдобавок к этому необходимо было пройти и лучший круг), а Фанхио мог ограничиться и вторым местом. Эти обстоятельства определили высокий накал борьбы в последних соревнованиях сезона.

Карты спутались с самого начала. В Монце на первый ряд стартового поля прорвался гонщик на автомобиле иной марки, нежели «Alfa-Romeo» – Аскари за рулем «Ferrari» показал в квалификации второй результат. Со старта гонку возглавил Фарина, постоянно отбивавший атаки Аскари. Альберто даже сумел на два круга выйти вперед. Фанхио шел на третьем месте, показав лучший круг в гонке, но сошел на двадцать четвертом круге из-за поломки коробки передач. Тремя кругами раньше сошел и Аскари.

Дальше случилось то, что кажется невероятным при современном спортивном регламенте – оба пилота продолжили гонку. Фанхио оседлал болид Пьеро Таруффи, а Аскари – Дорино Серафини. Но если Аскари удалось финишировать на втором месте, то Фанхио вскоре окончательно сошел. Вторая Alfetta не выдерживает темпа аргентинца, пытающегося настичь лидирующего Фарину, и очень скоро выходит из строя. Выиграть титул в первом же сезоне аргентинцу не удалось.

При всем этом чемпионство Фарины также висело на волоске – на последних кругах в моторе машины «Нино» резко падает давление масла. Итальянец, рискуя «запороть» двигатель, продолжает мчаться к финишу. Судьба благосклонна к пилоту – мотор выдерживает, и Джузеппе, благополучно закончивший дистанцию, становится первым чемпионом мира в классе Ф1. Фанхио сразу после финиша поздравляет своего соперника и замечает: «Фарина, несомненно, заслужил этот титул».

Третьим финишировал Фаджиоли, однако к своему счету ничего не прибавил – его 24 очка были получены за четыре вторых места – и по системе начисления он стал третьим, имея общую сумму баллов на одно больше, чем занявший второе место аргентинец. Зачета Кубка Конструкторов в те годы не существовало, но, если бы он проводился, то победителем стала бы с большим отрывом команда «Alfa-Romeo». Она набрала 85 очков против 15 у ближайшего преследователя «Ferrari»!

Горячие новости:

Popularity: 1%

Добавить в закладки: These icons link to social bookmarking sites where readers can share and discover new web pages.
  • Digg
  • del.icio.us
  • Furl
  • Smarking
  • BlinkList
  • BlogMemes
  • Blue Dot
  • Bumpzee
  • connotea
  • De.lirio.us
  • Ma.gnolia
  • NewsVine
  • PlugIM
  • ppnow
  • Reddit
  • Shadows
  • Simpy
  • Technorati
  • YahooMyWeb
Теги:, , , , ,

0 Responses to “На подступах к Формуле-1”


  1. No Comments

Leave a Reply




Архивы

Статистика



GetPVSCod($host,$url,$codepage)); ?>