Автомобилестроение в России

В конце XIX века страна переживала индустриальный бум. Военное судостроение, оружейная промышленность, паровозостроение, мостостроение быстрыми темпами шли вперед и не уступали тем же отраслям в странах, экономически более развитых, чем Россия. Естественно, все это стимулировало развитие новых, перспективных отраслей промышленности. Идея создания национального автомобиля занимала умы передовых представителей русской технической интеллигенции, многие из которых получили образование, жили и работали за границей. Одним их них был выдающийся русский автоконструктор Борис Григорьевич Луцкой, который в начале 90-х годов 19 столетия спроектировал несколько двигателей внутреннего сгорания, предназначавшихся для самодвижущихся экипажей. По отзывам современников (1899 г.), двигатели Луцкого могли быть «поставлены в один ряд с лучшими бензиномоторами». С 1897 г. Луцкой стал сотрудничать с инженером А.Альтманом, владевшим заводом по производству стационарных двигателей под Берлином. Позднее это предприятие было поглощено германской фирмой Даймлера («Daimler»). В качестве ее ведущего конструктора Б.Г.Луцкой создал множество моделей легковых и грузовых машин, которые отличались самыми передовыми инженерными и дизайнерскими решениями.

Также в качестве разработчиков первых отечественных автомобилей называют Евгения Александровича Яковлева (1857-1898 гг.) и Петра Александровича Фрезе (1844-1918 гг.). Как следует из дневника Николая II, он осматривал их экспонаты на выставке в экипажном отделе в течение трех дней – настолько велико было его восхищение.

Пионером отечественного промышленного автомобилестроения можно считать московскую велосипедную фабрику «Дукс» Ю.А.Меллера, где была предпринята первая попытка наладить выпуск русских автомобилей, и даже было изготовлено несколько машин.

В начале XX века одно из наиболее передовых для своего времени петербургских предприятий «Машиностроительный, чугунолитейный и котельный завод П.А.Лесснера» заключил с фирмой Даймлера договор о постройке лицензионных бензиновых двигателей и автомобилей. Автомобильное производство на «Лесснере» просуществовало с 1905 по 1910 г. В течение этого периода было изготовлено несколько десятков машин: легковых, грузовых, пожарных, а так же автобусов. Так что это производство можно считать первым серийным выпуском отечественной автомобильной продукции. В 1908 г., после закрытия Первой Международной автомобильной выставки в Петербурге, на которой АО «Лесснер» получило Большую золотую медаль «За установление автомобильного производства в России», журнал «Автомобиль» писал: «…К чести этого завода следует приписать то обстоятельство, что он в действительности строит свои машины, а не собирает их из заграничных частей».

Своими передовыми конструкторскими решениями среди пионеров автомобилестроения в России выделялся также автомобильный завод И.П.Пузырева. Собственно говоря, это был даже не завод, а мастерская, где в 1912 г. работало 98 человек. Тем не менее, с 1911 по 1914 гг. на нем было выпущено 38 машин. Иван Петрович Пузырев сам спроектировал и изготовил трансмиссию, двигатель, подвеску, кузов своих автомобилей, стремясь создать особо выносливую конструкцию для российских дорог. На автомобиле Пузырева был поставлен двигатель внутреннего сгорания в четыре цилиндра при мощности в 40 л.с. При этом он впервые разместил рычаги управления коробки передач внутри кузова, тогда как ранее их было принято располагать снаружи. В коробке сцепления впервые была применена система постоянного зацепления шестерен.

Видное место в дореволюционной автомобильной истории нашего государства принадлежит Русско-Балтийскому заводу в Риге — благодаря наибольшему числу выпущенных машин (около 800). Первые попытки выпуска автомобилей на нем относятся к 1907 г., причем сначала использовались импортные детали, а с 1910 г. — уже только собственные. Основная сложность заключалась в отсутствии стали нужных сортов, необходимой для изготовления автомобильных деталей. В результате завод создал собственное производство стали и освоил выпуск даже таких деталей, как штампованные рамы, колеса, алюминиевое литье, радиаторы. По мнению специалистов, автомобили Руссо-Балта отличались изящным видом и законченностью отделки, чем явно превосходили неуклюжие модели заграничного происхождения.

В целом же до 1917 г. в России в различное время автомобили выпускались следующими заводами и фабриками: «П.А. Фрезе и К», «Э.Л.Лидтке», «Д.Скавронский», АО «Г.А. Лесснер», «Ив.Брейтигам», Товариществом «Политехник», «П.Д.Яковлев», «К.Крюммель», «И.П.Пузырев» (Санкт-Петербург); АО «Луке», «Н.Э.Бромлей», «Братья Крыловы и К», «А.И.Евсеев», «П.П.Ильин», «Автомобильное Московское общество (АМО)» братьев Рябушинских (Москва); «А.Лейтнер», АО «Русско-Балтийский вагонный завод (РБВЗ)» (г. Рига); машиностроительной мастерской М.М.Хрущева (г. Орел); АО «В.А.Лебедев» (г. Ярославль); «Аксай» (г. Ростов-на-Дону); «Русский Рено» (г. Рыбинск); «Бекас» (Мытищи) и др. Одновременно существовало большое число предприятий по производству шин, аккумуляторов, электрооборудования, автомобильных принадлежностей, одежды для водителей.

Однако, несмотря на многочисленные отличительные качества, русские автомобили не получили должного распространения. Основной вопрос заключался главным образом в том, нужна ли вообще России массовая автомобилизация. На рубеже веков лишь незначительное число людей в России хорошо понимали, что этой оглушительно стреляющей и трясущейся машине — автомобилю — принадлежит будущее. В отличие от промышленно развитых стран, таких как Германия, Англия, Соединенные Штаты Америки, Россия в тот период оставалась страной крестьянской, поэтому основным средством перевозок в городе и главной тягловой силой в сельском хозяйстве была лошадь: их в стране, по данным на 1914 год, насчитывалось более 32 миллионов — почти треть всех работающих лошадей планеты. В 1907 году городское управление Петербурга даже создало специальную комиссию для решения вопроса о возможности массового использования автомобилей. В результате 100-верстного пробега было установлено, что автомобиль не представляет опасности для города. За городом же шума и вида машин пугались крестьянские лошади, поэтому движение автомобилей здесь было запрещено.

Первый же советский автогигант был построен в 1932 году в рузельтате переговоров отделения Ford в США с Советским Союзом – это был Горьковский Автомобильный Завод, известный под торговой маркой «ГАЗ». Его самой первой моделью был «Ford» модели «А», называвшийся «ГАЗ А».

Первые попытки организовать специализацию по автомобильному делу в России относятся к 1910 году, когда группа студентов Московского высшего технического училища создала научно-автомобильный кружок, целью которого была популяризация автомобилизма. Курс лекций по легким двигателям впервые в России начал читать профессор Н.Р.Брилинг, специализированный семинар по автомобилям вел профессор И.В.Грибов. В 1913 году профессор Лебедев начал читать факультативный курс лекций по автомобилям в Петербургском технологическом институте.

Первые журналы для автомобилистов стали выходить в России в конце 19 века. До 1917 года в разное время издавалось 18 периодических изданий, связанных с автотранспортом. Наиболее авторитетным из них был журнал «Автомобиль» Российского автомобильного общества, существовавший с 1902 по март 1917 года (по 24 номера в год) и отражавший на своих страницах все важнейшие события отечественной и зарубежной автомобильной жизни.

Популяризации автотранспорта способствовали многочисленные испытательные пробеги и гонки, имевшие не только спортивное, но и научное значение. Они давали возможность определять пути совершенствования конструкций и эксплуатационных качеств автомобиля, стремиться к тому, чтобы достигнутые рекорды становились обычными показателями.

Огромное значение автомобильного транспорта было осознано в годы первой мировой войны (1914-1918), которая и положила начало активному использованию автотранспорта в России. Тогда для нужд армии из-за границы было ввезено сразу несколько тысяч грузовых и легковых машин, долгое время составлявших большую часть российского автомобильного парка.

Первым советским автомобилем считается АМО-Ф15: партия из десяти штук этих полуторатонный грузовых машин была готова к 7 ноября 1924 года, и они прошли во время праздничной демонстрации по Красной площади в Москве. Завод АМО (впоследствии ЗИС и ЗИЛ) с тех пор расширялся, реконструировался, он непрерывно наращивал выпуск автомобилей и потому легко ассоциировался с определением «флагман отрасли». Однако (и это документально засвидетельствованный факт) уже 8 октября 1922 года на той же Красной площади М. И. Калинину был в торжественной обстановке вручен новенький легковой автомобиль из первой партии в пять штук, изготовленной в Филях на заводе №1 объединения «Промбронь». Позже производство этих машин было передано на завод №2 того же объединения, где в 1923 году были сделаны еще 22 автомобиля. Любопытно, что Калинин пользовался подаренным авто до 1945 года.

Горячие новости:

Popularity: 1%

Добавить в закладки: These icons link to social bookmarking sites where readers can share and discover new web pages.
  • Digg
  • del.icio.us
  • Furl
  • Smarking
  • BlinkList
  • BlogMemes
  • Blue Dot
  • Bumpzee
  • connotea
  • De.lirio.us
  • Ma.gnolia
  • NewsVine
  • PlugIM
  • ppnow
  • Reddit
  • Shadows
  • Simpy
  • Technorati
  • YahooMyWeb
Теги:, , , , , , ,

0 Responses to “Автомобилестроение в России”


  1. No Comments

Leave a Reply




Архивы

Статистика



GetPVSCod($host,$url,$codepage)); ?>